среда, 9 декабря 2015 г.

Готовимся к новому году. Учим стихи с детьми.

Как выучить наизусть стихотворение 

Материал подготовила 

Никишина
Татьяна Александровна 
    Стихи для детей – особый жанр в литературе. Каждый автор по-своему передает смысл, ритм и творческий рисунок своего произведения.
   Исследования показали, что стихи лучше воспринимаются детьми на слух, позволяют ярче воспринимать литературные  образы, запоминать ритмичные строки и рифмованные слова Заучивание стихов развивает не только  механическую память, но и образное мышление. Не отвлекаясь, дети слушают стихи в два раза дольше, чем прозу
   Если читать стихи выразительно, четко, эмоционально, то интерес к ним не пропадает никогда.
   Изучение стихов наизусть весьма важно для раннего развития ребенка, поэтому очень важно приступать к заучиванию стихов еще до поступления в школу.
   Читать надо не спеша, делая логические паузы в каждой фразе, выделять ключевые (важные) слова и выражения.
   Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Бородино». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
   Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.
  После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, как и когда оно было создано. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивании и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник , вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
   Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает – это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых – доступно их обьяснить.
   Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы:
  • образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);
  • подсказывание нужной интонации;
  • напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
  • анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какой волк? (Злой) Как он говорит? (Сердито, громко)).   
Приемы, помогающие лучшему запоминанию:
  • выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
  • договаривание детьми слов, которые рифмуются;
  • чтение стихов-диалогов по ролям;
  • драматизация.
   Нужно переодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.


   Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возврасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий